
Современный мир сильно изменился за последние 50 лет, и всем ранее понятное взаимоотношение между учителем и учеником, так же претерпело изменение, и чтобы это понять, нужно разобраться какими отношениями характеризуются взаимодействия учителя и ученика в наше время.
Примеры
Антонина Михайловна на уроках литературы любит поговорить «за жизнь». Все старшеклассники знают: не выучил биографию Толстого – спроси о наболевшем. «А Вы вчера новости слышали, там такое!» — и все, в ближайшие 45 минут судьба Льва Николаевича никого не интересует.

Ольга Эдмундовна любит логарифмы и знает, что синус не поделил с косинусом. Еще она орет. «Да что вы за люди такие? Кто из вас вырастет?! Что у вас в головах творится?!». Иногда она путается и орет не на уроке, а на родительском собрании. Но ей прощают, потому что указка тяжелая. Один папа в прошлом году проверил. В школе его больше не видели.
Сергей Арнольдович – географ. Класс обожает его подход и педагогическую тактику. Сдвоенная география – круче всего, потому что так можно посмотреть две серии «Орла и решки» подряд. Кто из них нравится родителям? А кто – ученикам? А руководство кого предпочитает? Какие еще есть варианты взаимодействия в паре «ученик-учитель»? Давайте выяснять.
Содержание:
- Какими бывают взаимодействия?
- Как понять, что все в порядке?
- Как нельзя учить?
- Взаимодействие учитель ученик, 7 рекомендаций
Какими бывают взаимодействия?
Существуют разные варианты отношений между преподавателем и учеником:
«Я – авторитет, а ты – нет»;

Авторитарная модель взаимоотношений появилась вместе с первой школой. Здесь учитель – непоколебимый авторитет. Он общается с учениками свысока, всем своим видом показывая, кто тут главный.
Такой человек дает много информации, но не всегда утруждает себя объяснениями.
Плюсы: обычно учитель хорошо знает предмет, на его уроках тишина и дисциплина.
Минусы: у учеников нет контакта с преподавателем, нет доверия и желания следовать за ним. Работа на уроке – формальная, «лишь бы не трогали». Инициативу учащихся (вопросы, предложения) авторитарный учитель пресекает просто так, на всякий случай.
«Вся власть – народу»;
Попустительская модель поведения – это катастрофа. Учитель не хочет быть главным. Дети чувствуют, что лидера нет, и расшатывают границы до невозможности . Мы по классу ходим, а он молчит? Прикольно! А если мы по партам бегать начнем? Тоже молчит. А если мелом в него кинуть, что будет?
На этом беснующемся фоне учитель тихонько бубнит про падежи и склонения. Вот его первого и просклоняют, стоит ему только отвернуться.
Плюсы: учителю комфортно в энергосберегающем режиме, детям нравится ничего не делать и получать нормальные оценки за минимальный объем работы.
Минусы: нет уважения к преподавателю, нет знаний, зато появляется чувство вседозволенности и безнаказанности.
«Немного свободы и дети довольны»;
Демократическая модель является оптимальной. В таком тандеме есть вожак – учитель. Он объясняет, что нужно делать, как и зачем. Но все же делать детям разрешает самостоятельно.
В случае трудностей педагог не предоставляет сразу правильный ответ, а наталкивает на верные мысли. Учитель поощряет инициативы детей, но соблюдает иерархию, и право последнего слова оставляет за собой.
Плюсы: дети уважают вежливого, но требовательного учителя. Они чувствуют себя в безопасности и продуктивно работают на уроках. Поощрение от такого преподавателя ценится, поэтому мотивация учиться зашкаливает.
Минусы: такой подход требует от педагога большой вовлеченности, постоянного самообразования. Важно, чтобы учитель всегда был «в ресурсе», т.е. имел достаточно физических и эмоциональных сил для работы.
«Искусство всех спасет»;
Эта модель очень похожа на демократическую. Здесь детей и педагога объединяет еще и творческий поиск. Учитель и ученик на равных основаниях участвуют в творческом процессе, но лидерство остается за преподавателем.
Плюсы и минусы – см. предыдущий пункт.
«Друзья навек».
В учебниках по педагогике это называется «панибратство». Такой учитель запрыгивает на парту, соревнуется с учениками в знании матерных частушек и умении плевать из окна на дальние расстояния. Некорректные прозвища, шутки – все это здесь. Отпустить пораньше? Конечно! Просто посидим? Да легко!
Альтернатива в младших классах – заигрывание. Исключительно игровая форма занятий, шутки, ориентир на пожелания детей.
И одно, и второе объясняется просто: учитель хочет понравится всем и побыстрее. А много ли детям надо? Одним мультики включи, другим про презервативы пошути – никаких усилий и все в восторге.
Плюсы: поначалу всем весело, при особом стремлении может быть весело даже несколько месяцев или полгода (до первой серьезной контрольной, например).
Минусы: авторитет учителя на уровне соседа по парте, т.е. не очень. Базовые знания можно получить и таким путем, но дальше дело не пойдет. Дети не чувствуют, что рядом взрослый человек. От этого растет уровень тревожности, который тоже мешает учиться.
Преподаватель может переходить от одного варианта к другому. Иногда это происходит неосознанно. Например, учитель устал и не может работать на высоких оборотах.

Поэтому вместо демократии на уроке царит попустительство. Если на следующем занятии все вернется на круги своя – ничего страшного. Все останутся при своем, не пострадает ни авторитет учителя, ни успеваемость детей.
Менять модели поведения можно целенаправленно. Например, после какого-то конфликта обычно демократичный преподаватель «включает» авторитарный режим.
Как понять, что все в порядке?
В борьбе за качество информации учителя проиграли Интернету. Дети знают, что там можно найти любой учебник и самые свежие данные.

Такой диалог вполне реален:
— Неужели вам не интересно об этом узнать?
— Неа. Если будет надо, мы погуглим.
Чтобы заинтересовать учащихся, приходится идти на разные уловки. Как понять, что это работает?
Если психологический микроклимат благоприятный и детям интересно, то:
- в работе участвует весь класс;
- творческие задания встречаются с воодушевлением;
- дети задают вопросы, с энтузиазмом участвуют в обсуждении;
- ученики не играют в телефоны во время урока;
- дети не подпрыгивают по звонку и могут задержаться на перемене;
- стараются не опаздывать.
О многом может сказать прозвище учителя. Оно есть у каждого. Естественно, дети не ответят на прямой вопрос. Но в коридоре всегда можно услышать нужное. Кого-то называют «Мегера», а кого-то – «Татьяночка». Тут и к гадалке можно не ходить: кого любят и так понятно.
Такие успехи – дело не одного дня. Вдохновиться на педагогические подвиги можно по таким фильмам:
- «Учитель на замену»;
- «Ленинградская симфония» (фильм не об этом, но момент, где искусствовед читает лекцию для военных – очарователен);
- «Доживем до понедельника»;
- «Звездочки на земле»;
- «Триумфальная история Рона Кларка».
Как нельзя учить?
Есть вещи, которые делать нельзя. Хоть ты сто раз «Учитель года», хоть «они по-другому не понимают», даже если «довели» и «не могу больше». Преподавание не должно быть через насилие.

Детей нельзя бить, щипать, шлепать, дергать, пинать. Совсем нельзя. Даже один раз, даже в качестве исключения. Не важно, сколько лет ребенку: 6 или 17. Физическое воздействие недопустимо.
Нельзя опускаться и до эмоционального насилия. Угрозы, оскорбления, бойкот, игнорирование, травля – это арсенал уличных алкоголиков, а не человека с высшим педагогическим образованием.
К сожалению, правильно общаться пока учат только на платных психологических курсах. В обществе еще популярна стратегия: «У меня есть мое мнение и я гордо им размахиваю».
Разговаривать уверенно, но деликатно, без обесценивания и насмешек, умеют единицы.
Хотите узнать побольше? Помогут такие книги:
- Сьюзен Форвард «Токсичные родители;
- Сьюзен Форвард «Эмоциональный шантаж»;
- Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: как?»;
- Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали?».
Школьники. Руководство по применению. 7 рекомендаций.
С тем, какими отношениями характеризуются взаимодействия учителя и ученика, разобрались. Но что делать, если несмотря на правильно выбранный алгоритм действий, дети все равно садятся на голову? Как реагировать на хамство и провокации?

Единого рецепта нет. Одному достаточно пригрозить вызвать в школу родителей, а другой смеется в лицо и директору, и соцработнику, и психологу, и полицейскому.
Главное правило!
Всегда ведите себя так, будто вас снимают на телефон. Не говорите и не делайте ничего, что не готовы увидеть на Ютубе. Такая тактика защитит в первую очередь Вас.

Сражаясь с отсутствием дисциплины, ориентируйтесь на внутренние документы, должностную инструкцию, законодательные акты, регламентирующие работу учителя. Иначе может случится конфуз: вы выгнали с урока ученика, чтобы наказать. А накажут в итоге вас за грубое нарушение закона. Во избежание этого, все спорные вопросы решайте через администрацию.
У каждого в практике был невозможный ученик, который срывал уроки, хамил. И каждый учитель решал эту проблему по-своему. Возможны такие варианты:
1. Поговорить наедине;

Без морали, без нотаций, просто задать вопрос: «А почему так? Обидела я тебя чем-то? Или Лермонтов не угодил? Как можно исправить ситуацию?».
2. Поговорить с родителями;
Сперва похвалить ребенка, а потом осторожно разведать обстановку. «Мне Алиса всегда очень нравилась: умная, сообразительная, чувство юмора отменное. Но в последнее время ей английский явно не интересен. Как думаете, с чем это может быть связано?».
3. Съездить домой, познакомиться с условиями проживания;
Порой такой визит дарит пищу для размышлений. Может оказаться, что ребенок бузит, т.к. просто не знает, что можно общаться иначе.
4. Заинтриговать;
— Иванова – дура! Все девчонки дуры!
— Иванову ты зря обижаешь, у нее айкью выше Эйфелевой башни. Но не будем отвлекаться от темы. А Наташу Ростову как ты находишь? Тоже дура?
5. Отвлечь;
Можно попробовать так:
— Алексеев, убери телефон!
— Неа.
— Телефон мне на стол!
— А отобрать права не имеете, это моя собственность, вдруг сломаете еще.
— А ты сам не сломаешь? Гуглить-то умеешь или только вконтакте освоил?
— Да я там такое могу!
— Ну и отлично, послужи на благо родного класса. Выясни, у Ленина супруга была? Если была, то как звали?
— Анна Ивановна, интернет-то платный.
— В школе, Алексеев, есть Wi-fi. Пароль – дата начала ВОВ. Не знаешь – открой учебник, там написано.
6. Похвалить;
—Так, Фельфубенков, на прошлом уроке от домашнего задания ты отмахивался похлеще любого адвоката. Значит, ты сегодня – в защите. Бурбарашкин – в обвинении. Слушается дело Раскольникова.
7. Ставить заслуженные оценки.
Хамит и ничего не делает? Очень умный спорщик? Больше сложных заданий ему, пусть думает. Но и оценки по заслугам. А там глядишь и на олимпиаду пойдет. «Выиграешь – на мои уроки можешь не ходить». Это, конечно, самонадеянное заявление. Но тем, кто защищает честь школы, руководство обычно идет на уступки. Обсудите это с начальством заблаговременно.

Еще недавно насилие в обучении считалось нормой. Как женщины верили в «бьет – значит любит», так и родители уповали на «орет – значит учит». Но прошло 10-20 лет, случились соцсети, флешмобы и каминауты. Оказалось, что орущую математичку помнят все, а вот что такое дискриминант – единицы.
Современность и будущее
И вот сейчас от учителей требуют не только знания предмета, но и эмпатичности, толерантности, умения общаться экологично. Педагог должен и знания вдолбить (чтобы без интернета решал), и жизни научить (мы на работе, нам некогда). И все это – с огоньком, с искрой, с негасимым энтузиазмом.
Зато родители стали спокойнее воспринимать необычные подходы к образовательному процессу. От прогрессивных педагогов «с особой методикой» больше не убегают в закат.
Общество меняется, меняются и его запросы к школам. Либо система образования подстроится под новые требования, либо изживет себя. Это, как говорят психологи, зона роста.

Пройдя ее, все мы станем чуточку лучше, так как теперь имеем полное представление о том, какими отношениями характеризуются взаимодействия учителя и ученика.